Главная » Статьи » Проблемы высшего образования
Проблемы и недостатки высшего образования
В российской высшей школе накопилось немало проблем и недостатков. Продолжающиеся реформы с 90-х прошлого века, до сих пор не принести ощутимых позитивных изменений. Многие эксперты говорят уже о наличии системного кризиса. Какие проблемы наиболее актуальны на сегодняшний день?
К числу наиболее важных проблем, определяющих многие недостатки, можно отнести:
- - недостаточное финансирование;
- - отсутствие должной самостоятельности;
- - нарушение преемственности «школа-вуз»
Многие недостатки, порожденные ими, так и внутрисистемные, перешли уже в разряд кризисных. Они существенно снижают рейтинг российских вузов.
Отметим и кратко охарактеризуем некоторые из них:
- 1.Низкая практико-ориентированность обучения. Выпускники российских университетов, фактически не подготовлены к практической работе. Фундаментальность и научность относились к основным достоинствам советской системы образования. Теперь же, в эпоху «экономики знаний», на передний план выходит коммерциализация фундаментальных знаний.
- 2. Низкий уровень преподавания, слабое внедрение инновационных образовательных технологий. Сегодня в вузах доминируют устаревшие формы и методы обучения. Сохраняется ориентация на запоминание и усвоение огромного массива готового знания. На очень низком научно-методическом уровне организована самостоятельная работа студентов. К тому же, отсутствие современных библиотек, устаревание фонда учебной литературы отрицательно влияют на качество образования.
- 3. Слабая связь науки и образования. В последние годы произошло еще большее разобщение науки и образования. Бюджет вуза зависит не от успешности научных разработок, а от количества студентов. Доля преподавателей, занимающихся научной работой менее 20% от всего преподавательского состава. В итоге, большинство курсовых, дипломных и квалификационных работ выполняется по темам, не связанным с актуальными научными проблемами.
- 4. Несоответствие номенклатуры профессий и потребностей рынка. Другими словами, многие университеты продолжают выдавать дипломы специалистов, не востребованных в данном регионе, а иногда в целом по стране. То есть вузы выпускают будущих безработных с дипломами. Они не в состоянии вовремя реагировать на запросы экономики. Необходимо преодолеть эту ситуацию разрыва между интересами общества, рынка труда и личности.
- 5. Отсутствие обратной связи. Во многих вузах еще не сформировались традиции по установлению прочных, деловых связей со своими бывшими выпускниками. В итоге, работодатель, а вместе с ним и выпускник не принимают действенного участия в повышении качества подготовки новых кадров.
- 6. Коррупция.
О наличии коррупции в системе высшего образования уже говорят, как о чем-то естественном. Основной причиной этого явления, как правило, называют низкий уровень зарплаты работников вузов, которые считают нормальным возмещать свои финансовые потери за счет студентов.
Коррупция в системе ВПО начинается с рядового зачета и заканчивается защитой диссертаций. При этом от нее не застрахован ни один студент, даже отличникам порой приходится "доплачивать" за свои пятерки. Что уж говорить о бюджетных местах в интернатуре, которые продаются и распределяются по знакомству среди "своих". От коррупционности страдает имидж наших вузов и среди иностранных студентов.
- 7. Отсутствие современных моделей управления вузом. Существующая до сих пор в большинстве вузов, традиционная вертикальная система управления, изжила себя. Она продемонстрировала свое полное несоответствие требованиям времени. Для повышения производительности труда в научно-образовательной сфере нужны новые, современные модели управления.
Система высшего образования нуждается в долгой и длительной реформе, осуществление которой процесс очень длительный, дорогостоящий и вряд ли выгодный нашему государству. А до того времени каждый год толпы безработных дипломированных специалистов наводняют рынок труда, очень многие из которых начинают трудовой путь не по своей специализации, не имея возможности переучиваться и оплачивать немалые суммы университету за бесполезные знания.
В итоге, получается, что важен лишь конечный результат такого обучения, то есть сам факт наличия диплома университета. Но, в таком случае, гораздо проще купить такой диплом и работать по специальности, соответствующей тенденциям современного рынка, вместо того, чтобы 3-5 лет платить непонятно за что.